Пастель, техника работы

Методы работы пастелью схожи с работой цветными карандашами: намечают контуры, штрихуют, светотенью выявляют объем ,  пространство и фактуру. Наносят ее довольно пастозно, толстым слоем и, перекрывая один слой другим, и смешивая их, растушевывают инструментами и пальцами. Для правки пользуются ватным помпоном или мякишем хлеба.  Не рекомендуется бумагу тереть резинкой, на эти места пастель ложиться иначе, чем на других участках бумаги. Предварительно можно выполнить лёгкий рисунок карандашом, иначе для его сокрытия придется накладывать несколько слоёв пастели.

Голубые танцовщицы. 1867. Пастель.

Техника Работы

Пастель требует смешения для создания плавных переходов, смешение может быть как физическое, при помощи растирания, так и зрительное при подборе близких оттенков цветов рядом положенных мазков, если набор пастели весьма богат.

Женщина в своем туалете

Сидящая балерина.

Балетная сцена.

На фактурной поверхности пастель ложиться прочно и закреплять её не обязательно.  Если она пачкается и осыпается, для сохранности, ее следует поместить под стекло, но  что бы стекло ее не касалось.  Существуют  способы ее закрепления с помощью разных фиксажей на водяной или синтетической  основе. Закреплять можно и лаком для волос снабжённым распылителем, а так же пивом с помощью пульверизатора.  Закреплять слои необходимо после каждой прокладки пастельного слоя, при этом он растирается тонким слоем. Сначала наносится тонким слоем подмалёвок, после фиксирования наносится следующий слой, в местах света и бликов более пастозно, если необходимо, то наносится и третий слой.

Купальщица.

На светлой бумаге применяется прием с использованием угля для выделения контуров и рисунка с помощью штриховки, и какие то  места тонируются пастелью.

В статье использованы пастельные работы

Эдгара Дега.