Работа масляными красками

Любое занятие начинается с организации рабочего места, для работы масляными красками требуется большое свободное пространство, подходящее освещение, удобное расположение. Под рабочим местом подразумевается: мольберт; столик для принадлежностей и инструментов, красок и политры. Возможно использование этюдника для не больших работ, он также очень удобен для работе на природе (пленэре).

Работа начинается с приготовления холста, это может быть, бумага, картон, доска. Поверхность перед письмом маслом отчищается, грунтуется, тонируется. Существует много рецептов и разновидностей грунтов, основное правило — создать промежуточный слой, отделяющий масляную краску от несущей поверхности. Сначала грунтуют желеобразными водорастворимыми клеями (рыбий клей, желатин), которые не пропитываются вовнутрь материала (ткани), а создают пленку на поверхности, особенно это важно для холста. Следующий слой — это  сам грунт (водоэмульсионный, акриловый), который обычно имеет белый цвет, но может быть затонирован в любой другой.

Перед началом работы на холсте осуществляется поиск решений задуманного в пластическом и колористическом решении на не больших форматах А5, А6 и переносится  пропорционально на  оригинальный размер (картон) на котором ведется доработка.

pokoreniesibir

pokorenie2pokorenie-copy

 Эскиз к композиции «Покорение Сибири Ермаком». Василий Суриков.

По картону можно всегда поправить рисунок, это требуется при выполнении серьёзных работ, но можно обойтись и без него, сделав рисунок на холсте углем и закрепив его фиксативом. Следующий этап — подмалевок. Подмалевок относится к стадии живописи — это ее нижняя одежда, он существенно обогащает ее в колорите, может служить готовым фоном в зависимости от проработки. Сам он выполняется тонким слоем и может быть выполнен как масляными, так и темперными, акриловыми и акварельными  красками, последние имеют преимущество из за быстрого высыхания, тонкий слой масляный высыхает месяц, полтора, в зависимости от толщины слоя.

ss39014

При переходе к письму нужно изолировать высохший слой, опять же создав промежуточный слой, с помощью лака-ретуше или художественным лаком, тонкий слой смол устраняет жухлость и повышает яркость и прозрачность живописи.

При письме последующими слоями не следует корпусно забивать подмалевок, это ведет к ослабленному впечатлению от картины, глубина в живописи создается визуальным смешением верхних и внутренних слоёв.

Поправки при письме масляными красками сильно сказываются на качестве живописи, вносить изменения нужно пока краски сырые, когда же наблюдается некоторое  высыхание красочного слоя, производить поправки возможно лишь не значительные с помощью лессировок (красок с лаком), если же этого не достаточно возможным может быть лишь очистить краску, до высохшего слоя с помощью растворителя или до грунта.

Начальную прописку ведут без белил, они значительно ослабляют насыщенность колера, поэтому ее используют на неосвещенных участках, в теневых  применяют методы лессировки. Существует несколько приёмов письма: а-ля прима, техника лессировок,  техника корпусного письма, смешанная техника. Все техники могут быть использованы как отдельно, так и в сочетании. На пленере на этюдной живописи лучше использовать технику быстрого письма, а-ля прима, при этом краски не успевают высыхать. Колера берутся сразу в полную силу. Метод не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить, при наличии опыта, максимальную свежесть и сочность цветистых звучаний, большую непосредственность и остроту выражения. В быстром по выполнению наброске с натуры, в эскизах этот метод незаменим.натюрморт

 Метод лессировок подходит для многочасовой, многодневной живописи, при письме натюрмортов, портретов, жанровой живописи — работе над картиной. Отличительная его черта  в том что колотит и сложность живописи достигается смешением полупрозрачных слоев наложенных друг на друга, что через верхние слои проступают цвета внутренних.

0_6597a_4a4b1afb_L1463809img1_26

Корпусная живопись характеризуется фактурным мазком, который на поверхности вылепляет форму изображаемого. Сочетание мазков образует мозаичный калейдоскоп красок, особенно это характерно импрессионизму.  Такой стиль письма может использоваться для создания воздушной среды, игры, сложности и яркости цвета.

130_6a7f6_51957483_XL

Художники обычно сочетают техники нанесения, в свету пишут пастозно и корпусно, в тени тонко, лессировками.